На вчерашнем совещании у главы государства, посвященном итогам работы правительства в первом полугодии и обсуждению проекта бюджета и основных направлений денежно-кредитной политик на 2011 год, Александр Лукашенко отчитал премьера Сергея Сидорского за то, что он превышает свою компетенцию и становится политиком.
Стычка случилась из-за безобидного предложения правительства, которые Александр Лукашенко одобрял сотнями, передает
Белорусский партизан.
В 2009 году шести предприятиям автомобильной отрасли — МАЗу, БелАЗу, Белкарду, БАТЭ, МТЗ и заводу автогидроусилителей — правительством были выданы льготные кредиты под 3% годовых с погашением в 2011 году. Ситуация была сложная, техника не продавалась, а видимость деятельности и отсутствия кризиса создавать надо было. Потому заводам просто дали деньги, чтобы они не стали. Технику делали, но не продавали, затоваривали склады во имя демонстрации успехов белорусского экономического чуда, которое не пошатнулось под влиянием мирового финансового кризиса. Но, начиная с сентября этого года, предприятия уже должны начать погашение кредитов. А денег-то от этого чуда, которое было на бумаге, нет.
По традиционной схеме руководители предприятий обратились в Минпром, а министерство — в Совмин с инициативой отсрочить погашение кредитов. С мотивировкой «для сохранения положительной тенденции»: якобы, техника начала потихоньку продаваться, и надо поддержать стабильную работу промышленных гигантов в текущем году. Все знают, что расплачиваться заводам нечем: у БелАЗа, например, — трехмесячные запасы производства на складах, у МАЗа — двухмесячные… Естественно, правительство поддержало инициативу «низов», чтобы сроки погашения кредитов были отодвинуты на год, и Сидорский обратился к Лукашенко с такой инициативой.
— Уважаемый товарищ президент, — опустив глаза в бумажки, вещал Сидорский. — Правительство, рассмотрев эти предложения, выступает с инициативой поддержать, с учетом того, что в последние месяцы эти предприятия стали продавать больше техники, чем производят…
Лукашенко, перекатывая в пальцах ручку, резко оборвал премьера:
— Ну так пусть возвращают кредиты, если стали продавать. Это во-первых. А во-вторых, я вам еще раз хочу повторить: «Деньги взял — верни вовремя и нечего ко мне обращаться».
Сидорский попытался защититься тем, что за каждым заводом стоят люди, но только еще больше разозлил Лукашенко. Президент отложил ручку в сторону и начал отчитывать главу правительства:
— Я политик, я должен думать о людях, а вы должны думать об экономике и финансах, — поучал Лукашенко Сидорского. — У вас людей нет. Забудьте! В экономике люди не стоят за деньгами и за тракторами. Вы голый экономист. Вы должны приходить с министром финансов ко мне и бороться за каждый рубль, за каждую копейку. И это я должен говорить, что там за ними стоят люди.
И резюмировал: « У меня такое впечатление, что правительство, которое сегодня вносит предложения, не думает работать с 1 января..»
Сергей Сидорский, судя по всему, чувствовал себя на вчерашнем совещании очень неуютно. Во время своего доклада он почесывался, старательно утыкался в заготовленные бумажки, а если и отрывал взгляд от них, то старался смотреть не на Лукашенко, а в сторону — на группу поддержки в лице членов правительства, руководителей ведущих банков и концернов.
Однако главным итогом вчерашней встречи, видимо, стал следующий диалог президента и премьера.
Выслушав ссылки на объективные сложности и апелляции к тому, что не только в Беларуси, но у всех стран плохо, Лукашенко вкрадчиво, тихим голосом задал премьеру главный вопрос:
— У нас все нормально, мы можем выходить на Всебелорусский съезд, проводить президентские выборы, мы решаем все вопросы, и народ нам, никто, не скажет плохого слова?
— Нет, я так не сказал, — уточнил Сидорский. И это, кажется, была единственная фраза, которую премьер произнес четко, внятно и человеческим языком. Потому что дальше он вновь начал отчитываться набором бессмысленных фраз: «Это тяжелая работа каждый день по достижению тех показателей, вопросов, которые сегодня являются квинтессенцией той работы, которую проводит каждый на своем рабочем месте».