Сайт продаётся, по вопросам приобретения звоните +375 29 637-37-87

 
  • 0
  • Гомельщина

Первая детская железная дорога в Гомеле

  • 02 ноября 2010, 10:48 | 
  • Автор: Alena | 
Недавно нами был найден план развития Гомельского парка, принадлежащий ГомельГражданПроекту.


(рисунок с forum.vseogomele.net).

На плане видно, сколько всего интересного придумали проектировщики, особенно заинтересовала нас детская железная дорога. Наверное, немногие знают, что в Гомеле находилась одна из первых детских железных дорог в СССР, построенная в середине 30-х гг. ХХ в.

К сожалению, фотографий практически не сохранилось, поэтому иллюстрации к статье взяты на dzd-ussr.ru, а новых найти не удалось.



В то время детская железная дорога представляла собой не просто маленькие паровоз и вагоны, в которых катаются дети по заданному маршруту. Нет, это было учебное пособие, позволяющее наглядно познакомиться с работой машиниста и кондуктора, изучить технику безопасности на железной дороге, и собственно, попробовать себя в роли всех этих специалистов. Те молодые люди, которые планировали в будущем стать железнодорожниками, осваивали здесь особенности профессии, и в принципе, работали, как и на больших «настоящих» дорогах, сдавали практические экзамены.



Паровоз, который работал на детской железной дороге, тоже интересен – это паровоз, произведенный на заводе АЛКО (ALCO – American Locomotive Company), в Америке. Большой набор паровозов такого типа (серия В) был заказан Россией еще в 1916 году, тогда же их и переправили в наши края. Скорее всего, один из этих паровозов, которых еще называли танк-паровоз, оказался на нашей гомельской ДЖД.



Железная дорога находилась неподалеку от современного стадиона «Локомотив», была достаточно короткой, не более полукилометра. В планах властей было увеличение дороги, и продление ее примерно до Лещинца – в то время там был пионерский лагерь, но этим планам помешала война. А вообще, хоть дорога и была небольшая, но вполне отвечала своему предназначению – обучению молодежи. Поезд двигался по маршруту, где были 2 станции, «Счастливая» и «Радостная», работало депо, было установлено здание для теоретического материала, преподаваемого школьникам и студентам.



На фотографии как раз видна часть названия одной из станции, «Радостной». Помимо паровоза, поезд комплектовался двумя мини-вагонами, выполненными под заказ на гомельском ВРЗ.

Когда началась война, дорогу пришлось закрыть, а молодых железнодорожников отправили на настоящие военные составы и в войска, где они требовались. Но захватившие РБ немецкие войска разрушили дорогу, по окончанию войны ее не восстановили, а затем и вовсе забыли, что она когда-то была. Дело в том, что военные действия уничтожили большую часть документов, касающихся жизни и развития нашего Гомеля, и постепенно воспоминания о ДЖД в Гомеле стерлись из памяти местных жителей. Это также привело к возникновению мнения, что в нашей стране была одна ДЖД – расположенная в Минске, но ее построили позже, уже после окончания ВОВ.



Что еще можно сказать – доказательств существования детской железной дороги в нашем городе практически не сохранилось. Даже представленные вам фотоснимки являются кадрами старой кинохроники. Поэтому мы будем очень рады, если кто-то может поделиться информацией – фото и видеоматериалами, воспоминаниями, и т.д. Нужно знать и сохранять историю нашего родного города.



Иллюстрации взяты на

http://dzd-ussr.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
Знак качества
Чисто пивной ресторанчик Ресторанчик рассчитан непосредственно на тех, кто всем напиткам предпочитает именно пиво. Здесь представлены отличные закуски, вроде...
Знак качества
Клуб "Чисто Фитнес" В клубе имеется большой тренажерный зал, где можно заниматься под присмотром квалифицированных инструкторов. Имеются группы по...
Знак качества
Творческая Лаборатория "Ультра" «Наша Творческая Лаборатория занимается разработкой и проведением творческих мероприятий различной степени тяжести. Организация и...