Сайт продаётся, по вопросам приобретения звоните +375 29 637-37-87

 
  • 0
  • Гомельщина

Первая детская железная дорога в Гомеле

  • 02 ноября 2010, 10:48 | 
  • Автор: Alena | 
Недавно нами был найден план развития Гомельского парка, принадлежащий ГомельГражданПроекту.


(рисунок с forum.vseogomele.net).

На плане видно, сколько всего интересного придумали проектировщики, особенно заинтересовала нас детская железная дорога. Наверное, немногие знают, что в Гомеле находилась одна из первых детских железных дорог в СССР, построенная в середине 30-х гг. ХХ в.

К сожалению, фотографий практически не сохранилось, поэтому иллюстрации к статье взяты на dzd-ussr.ru, а новых найти не удалось.



В то время детская железная дорога представляла собой не просто маленькие паровоз и вагоны, в которых катаются дети по заданному маршруту. Нет, это было учебное пособие, позволяющее наглядно познакомиться с работой машиниста и кондуктора, изучить технику безопасности на железной дороге, и собственно, попробовать себя в роли всех этих специалистов. Те молодые люди, которые планировали в будущем стать железнодорожниками, осваивали здесь особенности профессии, и в принципе, работали, как и на больших «настоящих» дорогах, сдавали практические экзамены.



Паровоз, который работал на детской железной дороге, тоже интересен – это паровоз, произведенный на заводе АЛКО (ALCO – American Locomotive Company), в Америке. Большой набор паровозов такого типа (серия В) был заказан Россией еще в 1916 году, тогда же их и переправили в наши края. Скорее всего, один из этих паровозов, которых еще называли танк-паровоз, оказался на нашей гомельской ДЖД.



Железная дорога находилась неподалеку от современного стадиона «Локомотив», была достаточно короткой, не более полукилометра. В планах властей было увеличение дороги, и продление ее примерно до Лещинца – в то время там был пионерский лагерь, но этим планам помешала война. А вообще, хоть дорога и была небольшая, но вполне отвечала своему предназначению – обучению молодежи. Поезд двигался по маршруту, где были 2 станции, «Счастливая» и «Радостная», работало депо, было установлено здание для теоретического материала, преподаваемого школьникам и студентам.



На фотографии как раз видна часть названия одной из станции, «Радостной». Помимо паровоза, поезд комплектовался двумя мини-вагонами, выполненными под заказ на гомельском ВРЗ.

Когда началась война, дорогу пришлось закрыть, а молодых железнодорожников отправили на настоящие военные составы и в войска, где они требовались. Но захватившие РБ немецкие войска разрушили дорогу, по окончанию войны ее не восстановили, а затем и вовсе забыли, что она когда-то была. Дело в том, что военные действия уничтожили большую часть документов, касающихся жизни и развития нашего Гомеля, и постепенно воспоминания о ДЖД в Гомеле стерлись из памяти местных жителей. Это также привело к возникновению мнения, что в нашей стране была одна ДЖД – расположенная в Минске, но ее построили позже, уже после окончания ВОВ.



Что еще можно сказать – доказательств существования детской железной дороги в нашем городе практически не сохранилось. Даже представленные вам фотоснимки являются кадрами старой кинохроники. Поэтому мы будем очень рады, если кто-то может поделиться информацией – фото и видеоматериалами, воспоминаниями, и т.д. Нужно знать и сохранять историю нашего родного города.



Иллюстрации взяты на

http://dzd-ussr.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
Знак качества
Творческая Лаборатория "Ультра" «Наша Творческая Лаборатория занимается разработкой и проведением творческих мероприятий различной степени тяжести. Организация и...
Знак качества
Чисто пивной ресторанчик Ресторанчик рассчитан непосредственно на тех, кто всем напиткам предпочитает именно пиво. Здесь представлены отличные закуски, вроде...
Знак качества
Чисто Vip Сауна В Чисто VIP сауне вас ждет русская парилка, несколько бассейнов, любители востока могут посетить сауну в японском стиле, а кроме этого...